Крикливый: «Искусство должно провоцировать, но меня бесит, когда им манипулируют»
© Анастасия Кораблёва. Алексей Крикливый
Главный режиссер «Глобуса» Алексей Крикливый в честь 85-летия театра рассказал Тайге.инфо, почему на его большой сцене и вообще в Новосибирске нет барьеров, а есть одни перспективы, а также посоветовал не вестись на провокации, чтобы не сойти с ума и не растерять творческую отвагу, находясь в осаде.
Тайга.инфо: 85 лет театру — это много или мало, как вы думаете?— Прилично, очень прилично. Говорят, театр, как организм, существует семь лет, а затем должен как-то меняться, уничтожаться или создаваться заново. Есть какая-то энергия, когда люди собираются и какое-то время существуют, а потом то ли они устают друг от друга, то ли наступает «кризис семейной жизни», и театр должен начать делать что-то заново. А 85 лет — это реально очень прилично, особенно если еще учесть, что МХТ чуть старше, а от него и пошла та модель театра, которая существует сейчас. На самом деле, начало ХХ века подарило очень много всего. Если вдаваться в историю, то понятие «ТЮЗ», которого нет больше нигде в мире, возникло именно тогда. И мы — один из первых театров для молодых зрителей. ТЮЗ пошел из Санкт-Петербурга от Брянцева, который придумал целую политику работы с молодежью и детьми. Были «засланцы» от Брянцева и в Новосибирске. Они приехали, высадились на железнодорожном вокзале и пошли в город. Этот день их спуска, грубо говоря, с поезда, считается началом нашего театра в городе.
И, знаете, есть еще одно прекрасное ощущение — о преемственности! Дай бог здоровья и Зое Федоровне Булгаковой, и Анастасии Васильевне Гаршиной. Одной — сто, другой — девяносто, и они живут, а недавно мы были в гостях у Зои Федоровны, и она показывала фотографии, указывала своим пальчиком в первых людей, она ее на картонку приклеила и написала, как кого зовут... Так что, раз вы спрашиваете, много ли 85 лет, — много!
Тайга.инфо: А вот ваш коллега Иван Орлов говорил, что мало.
— И пусть говорит, его право. И дай ему бог здоровья и нам тоже. Молодой — это же состояние души. Я себе в какой-то момент сообразил такую вещь, что молодежный театр — это не вывеска, а свое мировпечатление. В театре работают такие «монстры», как, например, Тамара Исмаиловна Кочержинская, действующая легенда, а ты думаешь иногда: господи, ну кто из нас старше. Не про года же речь, а про внутреннее состояние. Иногда поедем на гастроли, и ты сидишь такой, устал. А она не устала почему-то, ей интересно увидеть, где, как и что происходит, она очень любопытна. И эти качества, свойственные не уставшему, не утомленному взрослому организму, наблюдаются у наших артистов.
Тут на днях я понял, что я — многодетный отец. У нас на большой сцене премьера — «Король Матиуш», там занято огромное количество детей, студийцев, и я понимаю, что они такие хорошие все. Смотрю на них и вспоминаю, какие они были маленькие... Это я к чему? Это я ни к чему, на самом деле. Просто молодость — это относительное понятие. Если ты молодежный — то ты любопытный, ищущий, интересующийся.
Тайга.инфо: Ну да, какие молодежные СМИ, какие молодежные театры, когда молодые люди — это просто люди.
— Да! И в логике нашего сегодняшнего развития мы по всем документам — театр, ориентированный на работу с детьми и молодежью. Но мы растем, растет наша аудитория, и поэтому у нас в репертуаре есть спектакли для разных возрастных категорий.
Тайга.инфо. Вы здесь в абсолютном соотношении не так давно, а свое первое впечатление, зрительское или уже профессиональное, от «Глобуса» помните? Или это два разных впечатления?
— Абсолютно разные. Я давно сюда впервые попал. Театр меня удивлял постоянно. Первое, с чем мы сталкиваемся — архитектура. Пространство же очень сильно влияет на сознание. Меня потрясла в первый мой приход наша большая сцена. Такой большой сцены нет практически нигде. Она, правда, очень большая. Я уже был студентом ГИТИСа, заезжал в Новосибирск, заходил в театр и «примеривался». И тут я, конечно, опешил, потому что работать с этой сценой очень непросто. Ее нельзя подмять, с ней можно только договариваться. Внимание на этой сцене распределяется не универсальными способами. Когда есть обычная театральная коробочка, то есть и хотя бы какое-то понятие, навык, догадка, как с этим жить.
Когда у тебя полукруг с такой высотой — ты в поле. И сцена хитрая, на ней артист может стать маленькой песчинкой, это реально полигон, сложнее сцена только в театре Советской (ныне — Российской) армии, там вообще танки по сцене ездили. У нас до этого не доходило, но из-за этого размаха я сначала волновался, а потом понял, как пространство влияет на сознание. Вот ты смотришь вперед, и твой взгляд утыкается в стену. А когда глаз летит, и ему не на что наткнуться, ты становишься легким и свободным. У тебя нет барьеров — одна перспектива. Это я заметил, еще когда не жил в Новосибирске, а просто приехал посмотреть. Как будто сам город провоцирует тебя смотреть вдаль. Внутренне в тот момент город снимал барьеры.
Тайга.инфо: Ого. А сейчас впечатление от города такое, как будто ты все время должен выкапываться из снега, причем в прямом и переносном смысле.
— Много снега, много хлеба (смеется). В Сибири живем.
Тайга.инфо: Это если в прямом смысле...
— Понял. Бывает, что весна наступает.
Тайга.инфо. А малая сцена как вам?
— Это место, как говорят, намоленное. В театре без таких вещей вообще не обходится. Есть ощущение, что она тебя прямо питает, что оттуда что-то исходит. Без волшебств, но так и есть. На нашей малой сцене происходила масса шедевров, и она всё время помогает.
Тайга.инфо: И вообще, некоторые говорят, что на малой сцене «Глобуса» происходит всё самое лучшее в театральном Новосибирске. Есть такое мнение.
— Приятно это слышать. Так сложилось органически. Не хочется делить малую и большую сцены, но у малой есть свой репертуар, который, в принципе, может быть отдельным театром. Большая сцена — это разумный способ заработать деньги на существование. А малую мы сознательно отдаем на развитие.
Тайга.инфо: Но билетов на малую сцену никогда не купишь, только сильно заранее. Попробуйте просто так — захотел и пошел — попасть на «Крейцерову сонату».
— Это невозможно, я это знаю, и это тоже очень приятно. Мы на днях запустили в продажу май, даже только половину, а сегодня я узнал, что он уже продан, билетов осталось очень мало. Это хорошо.
Тайга.инфо: В начале сезона вы сказали, что в этом году уделите особое внимание бэби-театру, и первым опытом, если я правильно понимаю, стал новогодний спектакль по «Синей птице». Конференция по детскому театру тоже получилась занятная. Как вам кажется, получается уже что-то в этом направлении?
—Это длинный процесс. Все хотят сейчас, но для того, чтобы что-то случилось в реальности, должно пройти не менее полугода. Мы попробовали с «бэбиками» на Новый год — была такая лазейка. И я понимаю, что это востребованный сегмент дитячьего развития, и уверен, что мы будем это делать. Я безумно рад, что у наших девчонок родилась идея этого семинара из идеи о сотрудничестве с разными нетеатральными людьми. Я рад, что у них есть рабочие инициативы — в театре не ты один что-то сочиняешь. На этой конференции было очень много полезного, а после состоялась встреча с учителями. Мы работаем в некотором отрыве от них, несмотря на то, что у нас полные залы. Но качественного взаимодействия со школой не существует, школа живет своей жизнью, театр — своей, иногда они соприкасаются в режиме спектакля, но друг друга не понимают. И мне было очень любопытно понять энергию сегодняшней школы. Потому что это же наш будущий зритель, а кто его знает.
Тайга.инфо: Вот да, объясниться, на каком языке вы рассказываете им свои истории, было бы здорово. Представляю себе девятиклассников на «Онегине» Кулябина.
— Знаете, всё очень зависит от людей-проводников, и надо воспитывать проводников. Вернее, они, может быть, воспитанные, просто мы их не знаем, и с ними надо уметь договариваться. Я почему-то думаю, что если бы я был в девятом классе и посмотрел «Онегина» в «Красном факеле», я был бы только счастлив.
Тайга.инфо: Я бы тоже была счастлива, но не уверена насчет учительницы и ее счастья, это должна быть какая-то специально подготовленная учительница.
— Видите, как получается: есть не только «Тангейзер» и «Онегин», но и масса других театральных форм, которые тоже отметаются. Мы же прекрасно понимаем, что взрослые, отправляя детей в театр, идут по своим старым представлениям: в спектакле наряды надо нарядить, костюмы. Это всё, конечно, возможно. Но на этом семинаре по детскому театру я говорил, что меня потрясает опыт Литвы — это маленькая, но очень театральная страна, которая породила огромное количество гениев. Там развитие человека, как зрителя, готового воспринимать художественное, начинается с года. Маленького человека приносят в особое пространство, атмосферу, где с ним что-то происходит, постепенно с 15 минут сеансы увеличиваются до тридцати, появляется куколка, потом музыка добавляется, а потом дети уже готовы и театральные формы посложнее воспринимать, а потом и «слышать, как трава растет». Плюс идет мощный синтез искусств, соединение музыкальной и музейной истории и так далее.
Понятно, что Литва — страна маленькая, там немножечко всё проще, но кто нам мешает сделать тут свою маленькую Литву. В чем мы можем быть сильны, там и стараемся наращивать мускулы.
Тайга.инфо: Мне как родителю очень сложно выбрать детский спектакль, чтобы он был интересно и моему 4-летнему сыну, и мне, и он не был балаганом с аниматорами.
— А это самый-самый сложный возраст. Не хочу сейчас лишних обещаний давать. Бог даст, всё будет. Это страшно важно и интересно, потому что когда ты начинаешь думать о маленьком ребенке, ты думаешь и о нем, и его будущем, и о том, что в него попадет, каким бы ты хотел его увидеть, что с ним в итоге случится лет через 15–20. Я же понимаю, что мои детские художественные впечатления меня до сих пор питают, сидят во мне.
Тайга.инфо: На молодежном театральном фестивале имени Золотухина в Барнауле руководитель Школы театрального лидера Елена Ковальская много говорила про социальную роль театра, рассказала про проект ClassAct в Красноярском ТЮЗе, в котором вы тоже участвовали, и про то, как люди театра могут не просто создавать продукт — спектакль, но и по-настоящему менять общество к лучшему. Можно ли ожидать, что нечто подобное будет сделано в Новосибирске и конкретно — в «Глобусе»? Есть ли здесь такие возможности?
— Возможности будут, поэтому я сейчас и стараюсь понемножку, условно, выходить из театра и приводить сюда других людей. Кроме ClassAct есть еще другие штуки, и я бы очень хотел их здесь. Но ClassAct — очень дорогой проект, хоть и кажется почти волонтерским.
Тайга.инфо: А с началом сезона все новосибирские театры затянули пояса. Не то чтобы начали делать спектакли на коленках, но...
— У нас не получается на коленках. Вот «Король Матиуш» — вроде как спектакль для детей, на пару часов, а по сцене ходит 50 человек: дети, подростки, взрослые артисты — все одеты и обуты и иногда даже переодеваются.
Тайга.инфо: А меценаты в сторону театра не движутся?
— Сколько себя помню, только в девяностых годах было такое движение, а сейчас есть жесты от разных компаний, направленные на сотрудничество. Нам грех жаловаться, у нас есть партнеры, к которым мы безумно уважительно относимся, потому что кто-то дает краски, кто-то — дерево, кто-то — скидку, мы их печатаем в репертуаре, на стендах своих, потому что есть взаимный обмен, и они нам помогают. Но крупных меценатов у нас нет, да и ни у кого нет кроме больших московских театров.
Тайга.инфо: Смена руководства повлияла на работу труппы?
— Она, конечно, не прошла незамеченной. Татьяна Николаевна (Людмилина, экс-директор «Глобуса», нынешний директор новосибирской филармонии — прим. Тайги.инфо) пользовалась абсолютным авторитетом в труппе и службах, организовала многие процессы, и благодаря ее воле я оказался и прижился здесь. Но поймите правильно: чем мне нравится наш театр — из него люди если куда-то и уходят, то не насовсем. Все всегда очень рады видеть Татьяну Николаевну, и она, надеюсь, рада возвращаться сюда. Мы встречаемся, кофе можем попить, нет ощущения, что мы вычеркнули друг друга из жизни, и ее нет с нами.
Тайга.инфо: Она то же самое говорит.
— Но я и об этой перемене ничего дурного сказать не могу. С Еленой Владимировной [Алябьевой] немножко по-другому, но, что важно — в этом театре людей, которые хотят, чтобы он был хороший, больше, чем тех, кто хочет, чтобы он провалился в тартарары. Нормальных людей, мне кажется, больше.
Тайга.инфо: Хочется тут, среди нормальных людей, сесть и сидеть.
— Да и сидите.
Тайга.инфо: Нет, серьезно, приходишь в «Глобус», как в какой-то мирок, из которого не хочется уходить, и это даже тревожно, потому что за его стенами совсем не так хорошо. Вам вот не кажется, что вы здесь прячетесь?
— Мы тут не то чтобы прячемся... По большому счету, я сейчас очень пафосно скажу, мы сами себе и создаем этот мир. Не хочу говорить слов «осада» и что-то вроде этого. Но факты же просты: мы целый день видим друг друга и потом нам не влом пойти куда-то и выпить пива или есть какую-то еду вместе до какого-то времени, когда уже точно надо ложиться спать или даже уже вставать. Да, мы тоже живем в этом городе, на этой планете и прекрасно понимаем, что и где происходит. Конечно, театр — это отдельный город, но он не может быть не связан с тем, что случается за его стенами, на улице. Иногда ты видишь, что один спектакль идет себе лет пять, а потом — ба-бац! — и становится дико современным. Был интересный перевертыш со спектаклем «Дни Турбиных». Он вышел, пошел, внимание публики поменялось с премьерного на репертуарное, а года полтора назад оказалось, что мы его играем как какой-то...
Тайга.инфо: Манифест?
— Ну, и в этот момент и артисты другие становятся, и публика в зале другая, и плачут люди.
Тайга.инфо: А какие еще вызовы времени вы сейчас чувствуете, на которые можно было ответить спектаклем, давануть, так сказать?
— Я думаю, что не надо бежать и давить, мы же не телевидение, чтобы так реагировать. Предлагая художественное произведение, которое нас греет, мы хотим, чтобы человек сам испытал некое впечатление. Как бы объяснить? Ну, вот как с «Днями Турбиных» — сегодня вот так звучит тема Родины в пьесе, написанной Булгаковым сто лет назад. Слова те же самые, но спектакль не может быть выложен из контекста, который я слышу на улице, в трамвае, в новостях. И наша задача — не фиксировать то, что сейчас происходит, а дать подушку безопасности для человеческого сознания: что не надо застревать в этом, что у тебя есть право выбора, свое мнение, что ты человек и должен им остаться.
Тайга.инфо: Если бы вы могли сделать подарок театру, как любимому человеку, что бы это было?
— Я перестал в последнее время дарить подарки. А то дарю что-то бессмысленное и не ко времени. Единственное, что я, Леша, могу сделать — это спектакль. Понятно, что я не буду делать это с холодным сердцем, но что получится, никто же не знает.
Тайга.инфо: Театральный критик Дина Годер, анализируя заявки от молодых критиков, желающих учиться в Школе культурной журналистики, написала, что в 2015 году «вдруг „театральных“ много и они хорошие, театр становится важным искусством». Чувствуете ли вы, что театр становится «важным искусством», находясь внутри театра?
— Находясь внутри театра, я чувствую, что это важное искусство. Собственно, я всегда считал его таковым. Может быть, сейчас меняется немножко фаза, и театр становится более активным: время у нас очень интересное, и, несмотря ни на что, требует отклика. Поймите правильно: не фиксации, а отклика. Когда человек ходит в театр, он испытывает, хочу на это надеяться, какую-то потребность в интеллектуальных, «размышлительных», сегодняшних впечатлениях. Но вообще любое подлинное, искреннее проявление художественного может стать событием. Собственно, так всегда и было: будь то спектакль, кинофильм, выступление музыкантов или книга. Однако меня беспокоит, когда искусство становится предметом «разборок», поводом для выяснения каких-то других отношений. Искусство должно провоцировать, но когда им, искусством, манипулируют, втягивают в чужую игру, меня это бесит.
Тайга.инфо: Работать свою работу сейчас многим театральным режиссерам, артистам и всем причастным трудно, потому что, оказывается, какой бы безграничной ни была твоя внутренняя творческая свобода, обязательно найдутся силы, которые попытаются ее ограничить снаружи. Что бы вы посоветовали людям театра и всем взволнованным судьбой «Тангейзера» и «Песен о Родине», чтобы, с одной стороны, не сойти с ума и не пуститься в обличительный антиклерикальный пафос, а с другой стороны — не растерять отвагу и волю к творчеству?
— Очень хороший вопрос. Я тоже ведь пребываю в таком самочувствии, когда очень хочется делать свою работу и очень тяжело ее делать, хотя бы потому, что я нахожусь рядом с ситуацией и ее как-то проживаю и переживаю. Наверное, вопрос тут стоит даже так: что бы я себе посоветовал? Нужно как-то себя остановить, «охладить», сказать себе, что, во-первых, надо делать свою работу. Во-вторых, очень сложно сейчас понять, где правда, где неправда. Я бы посоветовал себе отключить фейсбук на два дня, удалить все эти приложения, чтобы хоть как-то прийти в себя, восстановиться. Но, к сожалению, не могу себе этого позволить.
Я однажды говорил, что, когда ты разбираешь художественное произведение, ты должен ответить на вопрос, что является «исходным событием», с чего все началось и откуда рождается энергия. Иногда «с чего все началось» и «откуда рождается энергия» совершенно не связаны с теми последствиями, которые порождаются. Не знаю я, насколько энергия активиста может быть «точкой отсчета». Начиная анализировать простой механикой театральной, я думаю о том, что Господь Бог, конечно, в силах перестраивать человеческое сознание, но такого деструктива от него исходить не может, и, наверное, есть в этом всем что-то еще. Конечно, разбирая эту ситуацию, еще больше в нее погружаешься. Но надо отдавать себе в этом отчет и делать выводы.
Очень много провокаций, на которые людей «разводят» с разных сторон, и сложно отделить одну провокацию от другой и сохранить себя в этой ситуации. Поэтому надо спрашивать себя: а не провокация ли это? Что от тебя на самом деле хотят, когда пишут эту статью или пост, когда ты вдруг попадаешь в сеть комментариев? На самом деле, мы переживаем сейчас очень любопытный момент: мы ведь не общаемся толком с людьми вживую, мы в основном общаемся в сети. И вся энергия, которая при этом существует, — сетевая. И почему-то нас мало хватает на то, чтобы выразить там, в сети, мысль до конца, хотя бы войти в диалог. Сейчас все говорят это слово, «диалог», все им хвастаются, и никто в итоге в диалог толком и не входит.
Тайга.инфо: 5 апреля новосибирцы собираются на митинг за свободу творчества, посвященный не столько отдельным спектаклям, сколько противостоянию цензуре в целом. Близки ли вам их посылы и площадная риторика и допускаете ли вы свое участие в этом митинге?
— Мне очень близки посылы. Не близка, может быть, форма митинга, форма выхода на улицу — у меня с детства к этому отторжение. Но 5 апреля я буду, я приду.
Тайга.инфо: Дмитрий Егоров рассказал, что все решения о судьбе спектакля «Песни о Родине» режиссеры-постановщики и Анастасия Журавлева принимали вместе. Это кажется мне особенно ценным, потому что сейчас внутри лагеря, условно говоря, противников мракобесия, нет согласия, люди готовы отстаивать свои эстетические и творческие убеждения, не думая, что завтра эти, извините, частности не будут иметь никакого значения. Вы чувствуете поддержку коллег по цеху, или сейчас каждый сам за себя, и мужества можно требовать только от самих себя?
— Это вопрос очень мучительный. Подобные ситуации удивительно проявляют людей и характеры. Я думаю, что мужества можно требовать только от самого себя, ты должен решать вопросы сам. Но обязательно нужно стараться друг друга обогреть и поддержать, даже на расстоянии, и хоть одно дружеское слово бывает очень приятно. И нужно брать друзей и встречаться.
Беседовала Маргарита Логинова
Фото Анастасии Кораблевой
Новости из рубрики:
Последние материалы
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 526
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 525
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 524
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 523
Хроника текущих событий. Экономика, общество, политика. Выпуск 522